ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

  Брошь с головой грифона. Электрум.
650-600 год до н.э.
Никто не сможет отрицать, что сплавы металлов вызывают удивительные и сверхъестественные явления; тому имеются много численные доказательства, что мы подробно опишем ниже. Сплавь семь металлов в необходимом порядке и в благоприятное время в единую массу, и таким образом в твоём распоряжении будет такой металл, в котором тесно соединятся качества всех семи металлов. Все эти качества объединяет в себе только один металл, который мы называем Электрумом... читать далее... 
НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:
КАК ПОЯВИЛИСЬ МЕТАЛЛЫ
 
       Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя её произведено от греческого archimo, что по-латыни означает massa. C помощью Алхимии заключающиеся в минералах металлы, поражённые порчей, возрождаются, причём несовершенные становятся совершенными.
       Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений - дело вполне возможное. Возможно, стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое вещество, подобно тому как все разновидности металлов образуются в земле от смешения серы и Живого Серебра* или зловонной земли. В самом деле, дитя в материнском лоне немощно сжимается из-за болезни неправильно расположенной матки, да вдобавок ещё поражённой заразой. И хотя сперма здоровая, дитя, однако, рождается прокажённым только из-за того, что матка подверглась порче. Точно так и металлы подвержены порче либо от нечистоты Серы, либо от зловонной земли. От этого и проистекают особенности, отличающие один металл от другого.
       Когда чистая красная Сера входит в соприкосновение с Живым Серебром во чреве земли, долго ли, коротко ли зачинается Золото, либо от продолжительности <соприкосновений>, либо от выварки, которой споспешествует Природа. Когда чистая и белая Сера входит в соприкосновение с Живым Серебром в чистой земле, зачинается Серебро, которое отличается от Золота тем, что Сера в Золоте - красная, а в Серебре - белая. Когда же, однако, красная Сера, порченная и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым Серебром в земле, зачинается Медь, которая не отличается от Золота ничем, разве что в Золоте Сера здоровая, а здесь <в меди> порченая. Когда белая Сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым Серебром в земле же, зачинается Олово (как это установлено на опыте) хрустит на зубах и легко разжижается. А происходит это оттого, что Живое Серебро было плохо смешано с Серой. Когда белая Сера, порченая и пригорелая, входит в соприкосновение с Живым серебром в зловонной земле, зачинается Железо. Когда же, наконец, Сера, чёрная и порченая, входит в соприкосновение с Живым Серебром, зачинается Свинец. Свинец, как сказал Аристотель, прокажённое Золото.
       Кажется, уже достаточно поведано о происхождении металлов, а также и о том, что отличаются они друг от друга только своими внешними проявлениями, будучи сущностно тождественными. Остаётся теперь лишь проверить доказательства философов и авторитетов и убедиться, подтверждают ли они, что алхимическое искусство - истинное искусство. Тогда-то у нас будет право оспорить тех, кто утверждает обратное (0032/0136).
 
       *Argento Vivo (лат.) - так следуя древним, алхимики иногда называли Ртуть - одно из двух алхимических начал (наряду с Серой). Утверждение этих начал - один из исходных постулатов ртуть-серной теории, фундаментальной теоретической доктрины христианских алхимиков.

Металлы в Алхимии

  
Алхимики работали, главным образом, на металлах, поэтому понятно, что они много писали о Книге Бытия и составе металлов. Они дали им имена и знаки семи планет: Золото или Солнце - Q, Серебро или Луна - R, Ртуть или Меркурий - S, Олово или Юпитер – V, Свинец или Сатурн – W, Медь или Венера – T, Железо или Марс - U. Они их разделяли на металлы совершенные, неизменяемые, каковы Золото и Серебро, и металлы несовершенные, изменяющиеся в «известь» (окись). «Элемент «Огня» изменяет металлы несовершенные и их уничтожает. Этих металлов пять -  S, V, W, T, U. Металлы совершенные от огня не изменяются». (Парацельс «Небо Философов»).
 
 
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ К МЕТАЛЛАМ
 
Посмотрим, каково применение герметической теории к металлам. Прежде всего, все металлы должны происходить от одного и того же родоначальника - Первичной Материи. Герметические философы сходятся во-мнениях относительно этого пункта.
«Металлы сходны в эссенции. Они различаются только своей формой» (Альберт Великий "Об Алхимии").
"Есть только одна первичная материя металлов; она принимает различные формы, смотря по степени их варки или жжения и мощности влияния агента Природы" (Арнольд де Вилланова "Дорога дорог").
Теория эта вполне применима и к минералам.
"Есть только одна материя для всех металлов и минералов" (Василий Валентин); и наконец:
"Природа камней одна и та же, как и природа других вещей" (Космополит).
Изречение Альберта Великого указывает на то, что материя одна во всех вещах, что всё существующее разделяется лишь по форме, что атомы одинаковы между собою и, группируясь, составляют различные геометрические формы; отсюда происходит различие между телами. В химии аллотропия прекрасно оправдывает этот способ суждения.
Из этого следует, что "Сера" и "Меркурий" начала второстепенные и, в противоположность первичной материи, представляют собой только собрание качеств.
"Таким образом, ты можешь ясно видеть, что "Сера" не есть вещь отдельная от субстанции "Меркурия" и что это не простая обыкновенная сера, потому, что в таком случае, материя металлов не была бы однородной, что противоречило бы положению философов" (Бернард Тревизанский "Книга о естественной философии металлов").
В том же сочинении Бернард Тревизанский возвращается к этому предмету:
"Сера" не есть вещь, которую можно было бы отделить от "Меркурия", но есть только та теплота и сухость, которая господствует над холодом и сыростью "Меркурия". Эта "Сера", после переработки, преобладает над двумя другими качествами, то есть над холодом и сыростью, и им запечатлевает свои добродетели. Эти различные степени варки составляют различие металлов" (Там же).
"Сера" горючей природы и деятельна, "Меркурий" природы холодной - пассивен.
"Я сказал, есть два свойства: одно - активное, другое - пассивное. Мой учитель меня спросил, каковы эти свойства? И я ответил: одно свойство горячее, другое холодное. - Какое свойство горячего? Горячее активно, а холодное пассивно" (Artephius "Clavis majoris, sapientae").
"Сера" или "Меркурий" могут господствовать в составе металлов; одним словом, некоторые качества могут быть сильнее других. Что же касается "Соли", мы уже объясняли, что начало её, неизвестное первым алхимикам, даже впоследствии имело неопределённое значение, несмотря на разъяснения Парацельса.
"Соль" или "Мышьяк" была только связью, которая соединяла два других начала: "Сера", "Меркурий" и "Соль" начала образующие металлы "Сера" есть начало активное, "Меркурий" - пассивное, "Мышьяк" - связь их соединяет" (Roger Bacon "Breve breviarum de dono dei").
Бэкон так мало придавал значения "Соли", что в других своих сочинениях о ней упоминает, как о составном начале.
"Заметьте, что основа металлов "Меркурий" и "Сера". Эти два начала дали происхождение всем металлам и всем минералам, которых, между прочим, существует большое число различных пород" ("Зеркало Алхимии").
Следовательно, можно сказать, что все металлы состоят из "Серы" и "Меркурия", превратимых в первичную материю.
"Ибо все металлы составлены из "Серы" и имеют в себе "Меркурий", это семя металлов" (Никола Фламель "Краткое изложение философии").
"Сера" есть отец (начало активное металлов), говорит Алхимия, а "Меркурий" (начало пассивное) - их мать.
"Меркурий" есть "Ртуть", которая управляется семью металлами, ибо она их мать" (Жан де ля Фонтен "Источник возлюбленных науки").
Мы займёмся теперь только "Серой" и "Меркурием", и их ролью в бытии металлов. Эти два начала разделены в недрах земли.
"Сера" - под видом твёрдого тела, неподвижного и маслянистого; "Меркурий" - в форме пара. "Сера" есть жир Земли, сгущённый в рудниках умеренной варкой, до тех пор пока не затвердеет" (Альберт Великий "Об Алхимии").
Притягиваемые постоянно одно к другому, два начала комбинируются в различных пропорциях, чтобы составить металлы и минералы. Но есть ещё другие случайности, изменяющие свойства этих начал: степень варения, чистота, различные случайности. Алхимики допускают действительное существование огня в недрах земли, смешение "Серы" и "Меркурия", более или менее сваренных и изменяющих вследствии этого свои свойства.
"Заметили, что свойства металлов, которые мы знаем, произошли от "Серы" и "Меркурия". Только различная степень варки производит разницу в металлической породе" (Альберт Великий "Состав составов").
О чистоте металлов говорят следующие строки:
"Судя по чистоте составных начал, "Серы" и "Меркурия", получаются металлы совершенные или несовершенные" (Роджер Бэкон "Зеркало Алхимии").
Это заставляет нас сказать, что металлы несовершенные рождаются первыми: так, железо преобразуется в медь; эта последняя, совершенствуясь, обращается в свинец, который в свою очередь, становится оловом, ртутью, затем серебром и, наконец, золотом. Металлы, следовательно, проходят известный цикл.
"Мы ясно указали в "Трактате о минералах", что происхождение металлов идёт циклическим путём, они переходят один в другого кругообразно. Соседние металлы имеют сходные свойства, поэтому серебро легко превращается в золото" (Альберт Великий "Состав составов").
Глаубер пошёл дальше; он пустил в обращение странную теорию, будто металлы, раз дошедшие до состояния золота, проходят цикл в обратном порядке и, делаясь всё более несовершенными, доходят до железа, для того, чтобы вновь подняться до благородных металлов; и так - до бесконечности.
"Свойствами и силой "Элементов" каждый день нарождаются новые металлы, а старые, напротив, изменяются в то же время". (Глаубер - "Работа минералов"). Слово "элемент" имеет здесь значение "минеральной силы".
Золото есть совершенство и постоянная цель творчества Природы; кроме недостаточного градуса варения, или нечистоты "Серы" или "Меркурия", различные случайности могут затруднять его действие.
"Я полагаю, что Природа имеет целью и старается непрестанно достигнуть совершенства, т.е. золота. Но вследствие случайностей, затрудняющих её действия, получается разнообразие металлов" (Роджер Бэкон "Зеркало Алхимии").
Одна из таких случайностей та, что рудник, где развиваются металлы, бывает открыт. 
"Например, когда начинают разрабатывать рудник и в нём находят металлы, ещё не окончившие своего развития, а так как открытие рудника прерывает действие Природы, эти металлы остаются несовершенными и никогда не достигают совершенства, а всё металлическое семя, содержащееся в этом руднике, теряет свою силу и добрые качества" (Аноним "Текст об Алхимии") (0002/0023).
 
ДУХИ МЕТАЛЛОВ
 
       Философский Камень или Универсальное лекарство, несмотря на своё металлическое присхождение, состоит не только из металла. Если бы это было не так, Камень подчинялся бы законам, определённым природой минерала, и для проведения трансмутации отпадала бы необходимость в ферментации. Также это противоречило бы основному алхимическому постулату, гласящему, что тело на тело не действует, активную роль в данном случае выполняют духи веществ. Это они, духи, природные агенты, вызывают в недрах материи наблюдаемые нами измене6ия. Попробуйте поэкспериментировать сами и вы лично убедитесь, что металлы не реагируют друг с другом. Если вы превратите металлы в соли, золу, стекло, коллоид, природа их сохранится, и регенерироваться они не будут, не утеряв своих характерных свойств. Эксперимент, однако, подсказывает нам, что соединение простых веществ - процесс временный и легко обратимый. Эта справедливо для всех солей, а также для сплавов, некоторые из которых распадаются на элементы при простом плавлении. При этом металлы, входившие в состав сплава, сохраняют свои собственные характеристики, отличные от свойств сплава. Одно ясно, какую важную роль могут играть духи веществ при выделении "Серы" или "Ртути" из металла, коль скоро известно, что лишь они способны разорвать прочную связь, соединяющую эти два начала.
       Необходимо, однако, уяснить, что древние обозначали общим и достаточно неопределённым термином Духи.
       Для алхимиков духи соответствуют вполне реальным, хотя с физической точки зрения почти нематериальным Тонким Влияниям. Духи влияют на подверженные их действию вещества таинственным, необъяснимым, непостижимым, но эффективным образом. Одним из таких герметических духов является Лунный Свет.
       Итак, способностью изменять металлы, придавать им другую природу обладают лишь Духи Металлов. Именно они - истинные активаторы всех метаморфоз, которые случаются с веществами. Но эти разреженные Духи, очень лёгкие и летучие, нуждаются в носителе, в некоей оболочке, способной их удержать. Носитель должен быть чист, чтобы Дух мог в нём обитать, и совершенно нелетуч, чтобы Дух не испарился. Плавкость носителя обеспечит высокую проникающую способность. Необходимо также придать носителю большую стойкость к восстановителям. Отсюда неминуемо вытекает, что эта материя не может быть отнесена только к металлам. Поэтому Василий Валентин советует получать Дух из корня металлов, а Бернар Тревизанский запрещает при изготовлении данного вещества использовать металлы, минералы и соли. Причина тут простая и сразу бросается в глаза. Если Камень состоит из металла и закреплённого на нём Духа, последний воздействует на металл, будучи одной с ним природы, и всё вместе приобретает характерные металлические свойства. В этом случае можно получить Золото и Серебро, или какой-нибудь неизвестный металл, но ничего больше, что всегда и делали алхимики, не представляющие себе универсальности и природы искомого агента. Мы же вместе с Философами призываем не соединять вещество с Духом Металла, а конденсировать его внутри прочной и стойкой оболочки, способной пропитать всю себя Духом и обеспечить ему эффективную защиту. Именно эту Душу, Дух, Огонь, собранный, сконцентрированный, сгущённый в самой чистой, самой стойкой, самой совершенной из земных субстанций, мы называем нашим Камнем. И мы заверяем, что любое предприятие, которое не руководствуется этим Духом и не основывается на этой субстанции, обречено на провал (0008/0131, 0177).

     «О сын нашего учения, если вы хотите подвергнуть тела тем или иным изменениям, сделать это можно лишь с помощью духов. Когда духи закрепляются на телах, те теряют свою форму и природу, становятся другими. При последующем разделении духи либо удаляются одни (тогда тела, на которых те фиксировались, остаются как были), либо вместе с телами».

Geber
Summa perfectionis Magisterii
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz