ALCHEMY.AC 

     Академия Алхимии & Герметической Философии

НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Алхимические принципы (начала)

Тернер. Три алхимических принципа (начала): "Сера", "Меркурий" ("Ртуть)" и "Соль"

В начале, материю разделяли на "Серу" и "Ртуть" и полагали, что эти два начала (принципа), соединяясь в различных пропорциях, образуют все тела. "Всё составляется из серной и ртутной материи", говорит греческий анонимный алхимик.

Гебер, оставаясь вообще на почве учения четырёх элементов, но знакомый с действием высокой температуры на химические соединения, и, как алхимик, занимавшийся исследованием металлов, счёл нужным изменить представления об их составе. Оставаясь при той же гипотезе, что свойства веществ обусловливаются нахождением в них носителей этих свойств, Гебер полагал, что металлы состоят из двух основных веществ, из ртути и серы. Ртуть, которую Гебер принимает в металлах, есть не та ртуть, которую мы знаем, но отвлечённый носитель всех внешних свойств металлов, общая им всем составная часть. Тоже должно сказать и о другой составной части металлов Сере, ничего общего не имевшей с серою всем известной, но принимаемою за носителя многих химических свойств металлов: способности их гореть, улетучиваться - свойств, найденных при изучении действия высокой температуры на металлы. Эта реакция была сравнительно хорошо изучена: в продолжении многих веков принималось - а это важно отметить - что действие высокой температуры, метод огня, есть наилучший метод для упрощения состава тел, так сказать для их анализа. Не касаясь разнообразных изменений указанного выше воззрения Гебера относительно состава тел и вообще принятого европейскими алхимиками, укажем лишь, что в XV веке Василий Валентин к элементам Гебера нашёл нужным присоединить ещё один, который был им назван "Солью". Этот последний элемент должен был служить носителем тех свойств, которые обусловливают образование землистых остатков (окисей) при горении металлов.*

 Однако, прибавленному позднее третьему началу, которое называлось "Соль" или "Мышьяк", не придавали такого значения, как "Сере" и "Меркурию". Альберт Пуассон в книге "Теории и символы алхимиков" также пишет, что эти названия ни в коем случае нельзя смешивать с общеупотребительными, т.к. они представляют лишь известные качества материи: так "Сера" в металлах обозначает цвет, горючесть, твёрдость, способность соединяться с другими металлами; тогда как "Меркурий" значит блеск, летучесть, плавкость, ковкость. Что же касается "Соли", то этим именем обозначали принцип, соединявший "Серу" с "Меркурием", подобно жизненному началу, связывающему дух с телом.

"Соль" была введена как третье начало тернера, также и Генрихом Кунратом, и Парацельсом, одним словом, алхимиками - мистиками. Раньше Роджер Бэкон говорил о ней, но неуверенно, не приписывая ей специальных качеств и не отводя ей много места. Напротив, Парацельс сердился на предшественников, не знавших "Соли": "Они думали, что "Меркурий" и "Сера" были родоначальниками всех металлов, и они даже во сне не видели третьего начала" (Парацельс "Сокровище сокровищ"). Но "Соль" и не представляла большого значения, и после Парацельса многие алхимики прошли её молчанием.

"Сера", "Меркурий" и "Соль" представляют, следовательно, только отвлечённые понятия, удобные для обозначения группы свойств. Так если металл был жёлтый или красный, трудно плавился, то говорили, что в нём слишком много "Серы". Однако, не надо забывать, что "Сера", "Ртуть", и "Соль" произошли из первичной материи: "О чудо, "Сера", "Ртуть" и "Соль" дают мне возможность видеть три субстанции в одной материи - "свет, самопроизвольно исходящий из тьмы" (Марк Антонио "Свет, самоисходящий из тьмы").

Чтобы уничтожить в теле некоторые свойства, надо отделить "Серу" или "Ртуть"; например, сделать металл тугоплавким, обратить его в известь, или окислить.

Другой пример, обыкновенная ртуть содержит посторонние металлы, остающиеся в реторте, при её очистке. Эта отделённая часть считается алхимиками "Серой" обыкновенной ртути; перерабатывая эту ртуть, или живое серебро, в двухлористый раствор, получали летучее тело и думали, что этой операцией они изъяли "Меркурий-начало", из "Меркурия-металла".

В заключение вопроса о трёх началах (принципах), надо упомянуть теорию Артефиуса, алхимика XI столетия, для которого "Сера" представляла в металлах видимые свойства, а "Меркурий" - свойства сокровенные и тайные. По его мнению, в каждом теле надо различать свойства видимые: цвет, блеск, протяжение, это - "Сера", затем, свойства сокровенные, проявляющиеся под влиянием внешней силы, каковы: плавкость, тягучесть, ковкость, летучесть, это "Меркурий". Такое объяснение мало отличается от приведённого выше (0002/0018-0020). 

 

* Очерк развития химических воззрений. Н.Меншуткина, профессора Императорского С.-Петербургского университета. Санкт-Петербург, Тип. Демакова, 1888 (стр.3).
Академия Алхимии & Герметической Философии©2006-2012
АЛХИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Электронные копии алхимических манускриптов, книг, гравюр и картин, размещённые на сайте, имеются в наличии. По вопросам приобретения полноразмерных копий, обмена или сотрудничества просьба обращаться по электронной почте:
 
  SILENTIVM EST AVREVM
LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои Яндекс цитирования
Создать бесплатный сайт с uCoz